Олигофрения — наследственное необратимое недоразвитие уровня психической и интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга.
Общая информация
В организме больного ребёнка постепенно накапливается фенилаланин и его метаболиты, оказывающе токсическое действие на ЦНС с дальнейшей задержкой психического развития.
Олигофрения как синдром врожденного психического дефекта отличается от приобретённого слабоумия, или деменции. Приобретённое слабоумие — это снижение интеллекта от нормального уровня, а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.
Врачи подчеркивают, что олигофрения — это состояние, характеризующееся умственной отсталостью, которое может проявляться в различных формах и степенях тяжести. Специалисты отмечают, что диагностика олигофрении требует комплексного подхода, включающего не только клиническое обследование, но и психологическое тестирование. Важно учитывать, что причины олигофрении могут быть как генетическими, так и приобретенными, что делает индивидуальный подход к каждому пациенту особенно актуальным. Врачи акцентируют внимание на необходимости ранней интервенции и реабилитации, что может значительно улучшить качество жизни пациентов. Они также подчеркивают важность поддержки со стороны семьи и общества, что способствует социальной адаптации и развитию навыков у людей с олигофренией.
Причины
- Генетические причины;
- Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.) природы;
- Значительная недоношенность;
- Нарушения в процессе родов (родовая травма, асфиксия);
- Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы;
- Умственная отсталость неясной этиологии.
Виды олигофрении
При олигофрении в большей степени наблюдаются отклонения в интеллектуально-речевой сфере и в меньшей — в сенсомоторной. Интеллектуальные нарушения могут иметь различную степень тяжести, в связи с чем выделяют три группы: идиотию, имбецильность и дебильность.
Идиотия (IQ меньше 20) — наиболее тяжелая форма слабоумия. Характеризуется почти полным отсутствием мышления и речевых навыков. Восприятия неполноценны, внимание либо отсутствует, либо крайне неустойчиво. Речь представляет собой просто звуки или отдельные слова, больные не понимают обращенную к ним речь. Такие дети не овладевают статическими и локомоторными навыками (поэтому многие из них не умеют самостоятельно стоять и ходить) или приобретают их с задержкой. Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, некоторые из них могут питаться только жидкой пищей.
Имбецильность (IQ = 20-50) — средняя степень слабоумия. Речь имбецилов развита больше, чем при идиотии, однако они почти не обучаемы, нетрудоспособны, они могут выполнять лишь элементарные акты самообслуживания. Речь косноязычна, произносят несложные фразы. Развитие статических и локомоторных функций происходит с большой задержкой, больные осваивают навыки самообслуживания, например, самостоятельно едят. Им доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений. Благодаря относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они в состоянии усваивать элементарные знания. Некоторые имбецилы могут овладеть порядковым счетом, буквами и усваивать простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды и др.). При этом они крайне несамостоятельны и довольно трудно переключаются с задачи на задачу.
Дебильность (IQ = 50-70) — легкая степень слабоумия. Дебилы вполне способны к обучению, овладению несложными трудовыми навыками, возможно и их социальное приспособление. Дебилы нередко обладают довольно развитой речью, в которой бывают выражены подражательные особенности и пустые обороты. Они более адекватны и самостоятельны, что в какой-то мере маскирует слабоумие. Этому способствуют хорошая механическая память, склонность к подражательности и повышенная внушаемость. У них имеется слабость абстрактного мышления с преобладанием конкретных ассоциаций. Переход от простых отвлеченных обобщений к более сложным для них затруднителен. Дебилы обучаемы в школе, при этом наблюдаются медлительность, отсутствие инициативы и самостоятельности. Проще всего им усвоить преимущественно конкретные знания, усвоение теории им не удается.
Олигофрения — это состояние, которое вызывает множество мнений и обсуждений среди людей. Многие считают, что это просто умственная отсталость, однако важно понимать, что это более сложное явление. Некоторые отмечают, что олигофрения может проявляться в различных формах и степенях, что делает каждую ситуацию уникальной. Люди часто говорят о необходимости более глубокого понимания и принятия таких людей в обществе.
Существует мнение, что стереотипы о олигофрении могут мешать интеграции этих людей в повседневную жизнь. Многие подчеркивают важность образования и поддержки для таких людей, чтобы они могли развивать свои способности и жить полноценной жизнью. Обсуждения вокруг олигофрении также касаются роли семьи и общества в помощи и адаптации. Важно помнить, что каждый человек, независимо от своих особенностей, заслуживает уважения и понимания.
Лечение
Зависит от ее причины и носит сугубо симптоматический характер. Назначают препараты для улучшения обменных процессов, для снижения внутричерепного давления, проводят витаминотерапию, диетотерапию, по показаниям гормональную терапию.
При сильной заторможенности применяют стимуляторы, при возбуждении — нейролептики, при наличии припадков — противосудорожные средства.
Эффективность лечения зависит от того, насколько рано оно было начато. Большое значение имеют коррекционные лечебно-педагогические мероприятия (олигофренопедагогика).
Вопрос-ответ
В чем проявляется олигофрения?
Симптомы олигофрении: отставание в умственном развитии. Отставание в физическом развитии — ребенок поздно начинает присаживаться, ходить и т. д. Отсутствие абстрактного мышления — больные олигофренией не отмечают общие качества у предметов и не могут объяснить абстрактные понятия, такие как любовь, дружба и т. д.
Чем отличается олигофрения от умственной отсталости?
Главное отличие ЗПР от УО – это способность первого к обратимости, в то время как от олигофрении вылечиться невозможно. ЗПР характеризуется частичными проявлениями, то есть отклонения от нормы у ребенка отмечаются не во всех областях, а лишь в некоторых аспектах его жизнедеятельности.
В чем разница между шизофренией и олигофренией?
В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит парциальный, диссоциированный характер. Наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений: аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.
Какое мышление у олигофренов?
Для олигофрении характерна инертность психических процессов. Мышление замедлено по темпу, тугоподвижно. Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена. Произвольное внимание слабо выражено.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите основные признаки олигофрении, чтобы лучше понимать, как она проявляется. Это поможет вам распознать возможные симптомы у близких или знакомых и обратиться за помощью к специалистам.
СОВЕТ №2
Обратитесь к профессионалам для диагностики и получения рекомендаций по лечению. Олигофрения требует комплексного подхода, и квалифицированные врачи могут предложить эффективные методы поддержки и реабилитации.
СОВЕТ №3
Создайте поддерживающую среду для человека с олигофренией. Это может включать в себя адаптацию домашней обстановки, использование обучающих материалов и активное участие в его жизни, что поможет улучшить качество его существования.
СОВЕТ №4
Не забывайте о важности психоэмоциональной поддержки. Общение с людьми, которые понимают и принимают особенности человека с олигофренией, может значительно улучшить его эмоциональное состояние и способствовать социальной адаптации.