Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития в детском возрасте.
Общая информация
СДВГ проявляется трудностями концентрации внимания, гиперактивностью и неконтролируемой импульсивностью.
Неврологи описывают СДВГ как стойкий и хронический синдром, для которого еще не найден специфическое лечение. Как правило, дети либо «перерастают» этот синдром, либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни.
Существуют три вида расстройства: дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность, и смешанный тип, который включает в себя все три расстройства.
Чаще всего СДВГ встречается у мальчиков. Относительная распространенность колеблется в зависимости от типа заболевания, от этого же зависит и распространенность (от 1-2% до 25-30%).
СДВГ у взрослых
В 30-70% случаев симптомы СДВГ переходят и во взрослый возраст. Многие взрослые сейчас не осознают, что именно это и есть причина их плохого внимания, трудностей в изучении чего-то нового, проблемах в межличностных отношениях.
Врачи отмечают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности является сложным и многогранным расстройством, которое требует комплексного подхода к диагностике и лечению. Специалисты подчеркивают важность раннего выявления симптомов, таких как невнимательность, импульсивность и гиперактивность, чтобы минимизировать негативные последствия для ребенка в учебе и социальной адаптации.
Медики рекомендуют сочетание поведенческой терапии и медикаментозного лечения, что позволяет значительно улучшить качество жизни пациентов. Кроме того, врачи акцентируют внимание на необходимости вовлечения родителей и педагогов в процесс коррекции, так как поддержка и понимание со стороны близких играют ключевую роль в успешной реабилитации. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволяет подобрать наиболее эффективные методы лечения.
Причины СДВГ
Точная причина возникновения СДВГ не известна, но существует несколько предположений:
- Инфекции матери во время беременности и воздействие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период
- Иммунологическая несовместимость по резус-фактору
- Угрозы выкидыша
- Хронические заболевания у матери
- Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение
- Осложнения при родах (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной), ведущие к травмам позвоночника ребенка, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям
- Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств
- Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга
- Общее ухудшение экологической ситуации
- Генетические факторы
Диагностика
Основой для постановки диагноза является психологическая характеристика. Многие признаки СДВГ проявляются лишь иногда.
СДВГ можно диагностировать, начиная с дошкольного или школьного возраста, для объективной постановки диагноза необходима оценка поведения ребёнка как минимум в двух местах пребывания (например, дома и в садике или школе).
Одна из трудностей в диагностировании СДВГ – это часто сочетание с другими проблемами, например, с таким редким синдромом, называемым синдром Туретта, биполярное аффективное расстройство, дислексия, Синдром Аспергера.
Импульсивность
Вместе с расстройством внимания одним из главных признаков СДВГ является импульсивность — слабый контроль поведения в ответ на определенные требования. Дети быстро реагируют на ситуацию, не дожидаясь советов или инструкций для выполнения задания, а также неадекватно оценивают требования к выполнению. Из-за этого дети неуклюжи, невнимательны и легкомысленны. Как правило, им трудно рассмотреть потенциально негативные, вредные или опасные черты, которые могут присутствовать в ситуациях или их поступках. Они часто подвергают себя необоснованному риску, чтобы показать свою смелость и капризы, особенно перед другими. Из-за этого происходят несчастные случаи с травмами.
Невнимательность
Наличие 6 или более из перечисленных ярко выраженных симптомов невнимательности, сохраняющихся у ребёнка на протяжении как минимум полугода свидетельствуют о наличии такого признака:
- Неспособность задерживать внимание на деталях; из-за легкомыслия и небрежность допускает ошибки в заданиях, выполняемой работе или других видах деятельности
- С трудом сохраняет внимание при выполнении каких-либо заданий или во время игры
- Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает или не слышит то, что ему говорят взрослые.
- Обычно не выполняет предлагаемые к заданию инструкции и справиться до конца с ними самостоятельно не может
- Испытывает большие сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности
- Избегает участие в выполнение заданий, требующих длительного сохранения умственного напряжения или повышенного внимания (школьных заданий, домашней работы, рукоделия)
- Часто теряет принадлежности, необходимые в школе и дома (игрушки, карандаши, книги, тетради, сменную обувь)
- Легко отвлекается на посторонние раздражители
- Забывчивость в выполнении таких повседневных задачах как одевание на прогулку, сбор портфеля и т. д
Гиперактивность
Наличие 6 или более из перечисленных ярко выраженных симптомов гиперактивности, сохраняющихся у ребёнка на протяжении как минимум полугода свидетельствуют о наличии такого признака:
- Беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится
- Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте
- Проявления бесцельной двигательной активности — ребенок бегает, крутится, пытается куда-то залезть тогда, когда это неприемлемо
- Трудно тихо и спокойно играть или заниматься чем-либо спокойным на досуге
- Ведет себя так, как будто к нему «прикрепили мотор»
- Часто бывает болтливым
- Импульсивен, вспыличив
- Выдает ответы на вопросы не выслушав их до конца, не задумываясь над ними, как правило, неверные
- С трудом дожидается своей очереди
- Часто мешает другим, пристает, вмешивается в разговоры или игры
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) вызывает много обсуждений среди родителей, педагогов и специалистов. Многие считают, что это просто капризы детей, однако научные исследования подтверждают, что СДВГ — это серьезное неврологическое расстройство. Люди делятся своими переживаниями о том, как сложно воспитывать ребенка с такими особенностями: постоянная неусидчивость, трудности с концентрацией и импульсивность могут вызывать стресс как у детей, так и у родителей. В то же время, некоторые отмечают, что дети с СДВГ часто обладают выдающимися творческими способностями и энергией, которая может быть направлена в конструктивное русло. Важно, чтобы общество понимало и поддерживало таких детей, создавая для них комфортные условия для обучения и развития. СДВГ — это не приговор, а вызов, который можно преодолеть с помощью правильной поддержки и подхода.
Лечение
Большинство специалистов отмечают эффективность комплексного подхода в лечении, который сочетает в себе несколько моментов, индивидуально составленных для каждого конкретного случая. В терапии СДВГ применяются методы модификации поведения, педагогическая и нейропсихологическая коррекции, психотерапия.
Лекарства применяются исключительно в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребёнка с СДВГ не могут быть преодолены другими методами.
Комитет по правам ребёнка ООН издал рекомендации, в которых говорится следующее: «Комитет выражает озабоченность сведениями о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдром дефицита внимания (СДВ) диагностируется ошибочно, и что в результате чрезмерно прописываются психостимуляторы, несмотря на увеличивающееся количество свидетельств о вредном воздействии этих препаратов. Комитет рекомендует провести дальнейшие исследования в отношении диагностики и лечения СДВГ и СДВ, включая возможные отрицательные эффекты психостимуляторов на физическое и психологическое благополучие детей, а также в максимальной степени использовать иные формы улаживания и лечения при обращении к поведенческим расстройствам».
Вопрос-ответ
Как ведут себя люди с СДВГ?
Часто теряет вещи, быстро переключает внимание, не может долго сидеть на месте. Тяжёлая импульсивность и (или) гиперактивность очень заметны на фоне других людей и при личном общении.
Чем отличается СДВГ от гиперактивности?
При СДВГ отмечается высокая физическая и умственная активность с выраженным преобладанием функций возбуждения. Гиперактивному ребенку сложно сконцентрироваться, обработать и удержать в памяти полученную информацию.
Какой интеллект у людей с СДВГ?
Диагностические критерии СДВГ по классификации МКБ-10. Начало расстройства должно быть до 7 лет, продолжительность его не менее 6 месяцев, а коэффициент интеллекта (IQ) пациента выше 50.
Кем вырастают дети с СДВГ?
Часть детей «перерастают» свою гиперактивность, то есть у них в подростковом возрасте исчезают симптомы заболевания. Но у половины детей проявления СДВГ переходят и в подростковый, и во взрослый возраст (особенно если не заниматься их лечением).
Советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к специалисту. Если вы подозреваете, что у вас или вашего ребенка может быть СДВГ, важно проконсультироваться с врачом или психологом, который специализируется на этом расстройстве. Правильная диагностика и индивидуальный подход помогут разработать эффективный план лечения.
СОВЕТ №2
Создайте структурированную среду. Люди с СДВГ часто лучше справляются с задачами в организованной и предсказуемой обстановке. Установите четкие распорядки дня, используйте списки дел и напоминания, чтобы помочь сосредоточиться и уменьшить уровень стресса.
СОВЕТ №3
Занимайтесь физической активностью. Регулярные физические упражнения могут значительно улучшить концентрацию и снизить уровень гиперактивности. Найдите активные занятия, которые нравятся вам или вашему ребенку, будь то спорт, танцы или прогулки на свежем воздухе.
СОВЕТ №4
Обучайте навыкам саморегуляции. Помогите развить навыки управления эмоциями и поведением. Это может включать в себя техники релаксации, медитацию или дыхательные упражнения, которые помогут справляться с импульсивностью и тревожностью.