Россия, Краснодар
Телефон:
+7 (918) 033-18-.. Показать номер
Пн-вс: 09:00—20:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vk email

Аюрведа. Йога растений. Три гуны, пять элементов, три доши

Пракрути состоит из трех основополагающих качеств, трехглавных характеристик (в санскрите называемых гунами): саттва, принципа света, восприятия, интеллекта и гармонии; раджас, принципа энергии, активности, эмоций и беспокойства; и тамаса, принципа инертности, мрака, уныния, безжизненности и сопротивления.

Хотя каждое из этих трех качеств является необходимым элементом природы, тем не менее, саттва представляет собой адекватное качество сознания. Раджас и тамас — напротив, являются чуждыми, «загрязняющими» элементами сознания, которые снижают нашу способность к восприятию.

Индивиды с превалированием саттвы придают особое значение таким императивам как правда, честность, скромность и общее благо. Лица же, у которых наиболее представлен раджас, более всего ценят силу, престиж, власть и возможности править. Те же люди, у которых доминирует тамас, оказываются в плену чувства страха, раболепия, невежества и сил, ведущих к распаду.

Отсюда ясно, что важно стремиться к стилю жизни, соответствующему главным образом, саттвическому типу. Поскольку эти три качества существуют во всей природе, важно использовать виды пищи и травы, которые в основном имеют саттвическую природу. В этом плане Аюрведа классифицирует растения, согласно указанным трем гунам.

Это не означает, что травы, относящиеся к раджастическому и таматсическому типам, вообще не должны использоваться. Поскольку саттва находится в состоянии равновесия с раджасом и тамасом, то травы раджастического типа могут находить применение в целях коррекции тамазических состояний, и наоборот. Однако, травы саттвического характера обладают самостоятельной ценностью в плане стимуляции развития сознания.

Пять элементов

Из трех гун формируются пять элементов. Из саттвы, состоящей из ясности, образуется элемент эфир. Из раджаса, состоящего и энергии, возникает огонь, из тамаса, состоящего из инерционного начала, формируется земля. Между саттвой и раджасом берет свое начало субтильный, однако подвижный элемент, — воздух. Между раджасом и тамасом возникает вода, которая сочетает подвижность с инерцией.

Эти элементы представляют собой пять состояний материи: твердое, жидкое, лучистое, газообразное и эфирное. Они характеризуют пять видов плотностей, исчерпывающее все вещества, всю видимую и невидимую материю в мире. Они имеют свои психологические корреляты (соответствия), которые демонстрируют состояния сознания и качества эмоциональных переживаний.

Пять частей растений, согласно Аюрведе, панкангамы, показывают, каким образом строение растений соотносится соответствующими пятью элементами. Корневая система соответствует земле, будучи наиболее плотной и самой низшей частью растения, которая связывает его с землей. Стебли и ветви соответствуют воде, поскольку они несут воду или сок соответствующего растения. Цветы коррелируют с огнем, которому присущи свет и цвет. Листь яже соответствуют воздуху, поскольку через листву ветер приводит растение в движение. Плоды соответствуют эфиру, субтильной сути растения. Семя содержит все пять элементов, заключая в себе весь потенциал, которым растение обладает.

Врачи отмечают, что аюрведа, как древняя система медицины, предлагает уникальный подход к пониманию здоровья через призму трех гун (качества) и пяти элементов. Они подчеркивают, что гармония между этими компонентами важна для поддержания физического и психического благополучия. Три доши — вата, питта и капха — представляют собой различные конституции, и их балансирование является ключевым аспектом аюрведической практики.

Специалисты также акцентируют внимание на йоге растений, которая использует натуральные травы для восстановления и поддержания здоровья. Врачи считают, что интеграция аюрведических принципов в современную медицину может значительно улучшить качество жизни пациентов, способствуя не только лечению заболеваний, но и профилактике. Таким образом, аюрведа и ее концепции продолжают привлекать внимание медицинского сообщества, открывая новые горизонты для исследования и практики.

5 Элементов и 3 доши в Аюрведе5 Элементов и 3 доши в Аюрведе

Три доши

Основу Аюрведы составляет представление о трех дошах, или трех различных основных типах конституции человека. Из эфира и воздуха формируются вата, за счет огня и одного из проявлений воды возникает питта; и, наконец, вода в сочетании с землей дает капху. По соответствующим элементам, или присущим различным лицам дошам мы определяем основную природу соответствующих лиц и устанавливаем направление лечения, специфически отвечающего их потребностям.

Соответствующие три доши распознаются по характерным их атрибутам: вата — сухая, холодная, легкая, подвижная, тонкая, твердая и грубая, подвержена переменам и ясная. Это наиболее мощная из дош, являясь самой жизненной силой, и наиболее мощной в формировании болезней. Эта доша управляет всем движением и несет как питту, так и капху.

Питта — горячая, легкая с качествами флюида, субтильная и острая, с неприятным запахом, мягкая и ясная. Именно она управляет жаром, температурой и всеми химическими реакциями. Капха же — холодная, мокрая, тяжелая, медленная, лишенная живости и жизни, она статична, обладает большой плотностью и, как бы затуманена облаками. Именно функцией капхи является поддержание материального начала организма, его веса и взаимной увязанности, взаимного баланса.

Вата в ее естественном состоянии поддерживает энергию воли, вдох, выдох, движение, реализацию импульсов, равновесие тканей, остроту органов чувств. Будучи агравированной, она вызывает сухость, очаги избыточной пигментации, потребность в теплоте, тремор, вздутие живота, запоры, снижение физической силы, бессонницу, потерю остроты восприятия, потерю остроты органов чувств, бессвязность речи и быструю утомляемость.

Питта в ее нормальном состоянии отвечает за пищеварение, тепло продукцию, зрительное восприятие, чувство голода, жажды, за хорошее состояние кожи, интеллект, целеустремленность, мужество, а также «мягкость» тела. Будучи агравированной, питта вызывает желтую окраску мочи, каловых масс, глаз и кожи, а также вызывает ощущение голода, жажды, ощущение жжения и тяжелый сон.

Капха в ее нормальном состоянии обеспечивает твердость и стабильность, поддержание (равновесия) жидкостей тела(биологических жидкостей), «смазку» суставов и такие положительные эмоции, как умиротворенность, любовь и прощение. Будучи агравированной, она приводит к утрате пищеварительного потенциала, к накоплению мокроты (флегмы), слизи, чувству изнеможения и тяжести, вызывает бледность, ощущение зябкости, утрату тонуса конечностей, затруднение дыхания, кашель и повышенную сонливость.

Вата концентрируется в толстом кишечнике, бедрах, боковой части тела, костях и органах тактильного восприятия.

Главным же образом вата локализуется в толстом кишечнике, где она накапливается, вызывает заболевания и откуда она может быть непосредственно удалена.

Питта концентрируется в тонком кишечнике, желудке, поте, отделяемом жировых желез, в крови, плазме и органах зрительноговосприятия. Ее главной локализацией является тонкий кишечник, где она накапливается и откуда она может быть непосредственно удалена из организма.

Капха концентрируется в грудной клетке, горле, голове, поджелудочной железе, ребрах, плазме, жировой ткани, в носу и вязыке. Ее основным центром является желудок, где она накапливается и вызывает заболевания и откуда она может быть непосредственно удалена из организма.

Определение индивидуальной конституции

Индивидуальная конституция обретается в момент рождения и остается постоянной на протяжении всей жизни. Хотя существуют три основных типа конституции, согласно превалирующей в организме доше, тем не менее существуют комбинации и вариации конституций. Например, две доши могут сосуществовать при равном соотношении сил. Приводимые ниже характеристики не имеют целью создать стереотипы, они лишь призваны иллюстрировать типичные ситуации и тенденции к какому-либо превалированию.

Аюрведа, древняя индийская система медицины, привлекает внимание людей по всему миру. Многие отмечают её целостный подход к здоровью, акцентируя внимание на гармонии между телом, умом и духом. Йога растений, как часть этой практики, подчеркивает важность использования натуральных средств для поддержания здоровья. Три гуны — саттва, раджас и тамас — описывают качества ума и поведения, помогая людям лучше понять свои эмоции и реакции. Пять элементов — земля, вода, огонь, воздух и эфир — формируют основу всего сущего, включая человеческое тело. Три доши — вата, питта и капха — представляют собой уникальные комбинации этих элементов, определяя индивидуальные конституции и предрасположенности. Многие люди отмечают, что понимание этих концепций помогает им достигать внутреннего баланса и улучшать качество жизни.

Аюрведа тест для начинающих | Определи свой тип доши за 5 минАюрведа тест для начинающих | Определи свой тип доши за 5 мин

Видео по теме

Вопрос-ответ

#1 Три доши - вата, питта, капха | Аюрведа для начинающих#1 Три доши – вата, питта, капха | Аюрведа для начинающих

Что такое Тройная доша?

Теория трех дош. Когда пять базовых элементов – космос, воздух, огонь, вода и земля объединяются в человеческом теле, они создают три жизненные энергии, или доши. Это силы, которые управляют всеми психофизиологическими функциями в теле и уме соответственно. Они определяют нашу конституцию и динамику состояния здоровья.

Каковы пять элементов Аюрведы?

Эти элементы происходят из «Панча Танматры», известной как звук (шабда), осязание (спарша), зрение (рупа), вкус (раса) и обоняние (гандха). Хотя каждый элемент представляет собой комбинацию всех пяти Танматр, каждый показывает преобладание только одного.

Доши и гуны — это одно и то же?

Некоторые описывают Доши как физиологические конституции, а Гуны — как психологические или ментальные энергии. И хотя все три Гуны имеют свое место и ценность в мире, то, к чему мы стремимся, — это саттвическое состояние бытия.

Как узнать, какая доша вышла из равновесия?

Определить, какая доша вышла из состояния равновесия, можно по целому ряду симптомов. Если Вата находится в состоянии дисбаланса, то начинаются боли, спазмы, судороги или дрожь. Если Питта находится в состоянии дисбаланса, то появляются сыпь, лихорадка, чрезмерный аппетит и жажда, изжога или жар.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите основы трех гун (саттва, раджас, тамас) и их влияние на ваше психоэмоциональное состояние. Понимание этих качеств поможет вам лучше осознавать свои мысли и действия, а также выбирать более гармоничные практики для улучшения качества жизни.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на пять элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир) и их проявление в вашем теле и окружении. Попробуйте интегрировать эти элементы в свою повседневную практику, например, через медитации, дыхательные упражнения или занятия йогой, чтобы достичь баланса и гармонии.

СОВЕТ №3

Определите свою дошу (вата, питта, капха) и адаптируйте свой рацион и образ жизни в соответствии с её характеристиками. Это поможет вам поддерживать здоровье и предотвращать дисбаланс, что особенно важно в сезонные изменения или при наличии стресса.

СОВЕТ №4

Регулярно практикуйте йогу и медитацию, чтобы углубить связь с природой и своими внутренними состояниями. Эти практики помогут вам лучше понять себя и свои потребности, а также развить осознанность и гармонию в жизни.

Ссылка на основную публикацию
Похожее